Становление башкирского балета
История межнационального сотрудничества в балетном искусстве
Становление башкирского балета представляет собой яркий пример того, как общероссийская балетная школа способствовала развитию национальных культур. Башкирский государственный театр оперы и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года, однако подлинное развитие башкирского балетного искусства началось благодаря тесному сотрудничеству с ведущими российскими культурными центрами.

Рождение национального балета

в Башкортостане

Ключевую роль в становлении башкирского балета сыграла Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (до 1991 года — Ленинградское хореографическое училище). Именно это учебное заведение, основанное императрицей Анной Иоанновной в 1738 году как «Танцовальная Ея Императорского Величества школа», стало колыбелью для будущих звезд башкирского балета.

В 1931 году в Ленинграде произошло знаменательное событие: при Ленинградском хореографическом училище была создана башкирская национальная студия. Эта инициатива позволила талантливым детям из Башкирии получить профессиональное балетное образование в лучших традициях русской школы классического танца.

Среди первых выпускников башкирской студии была Зайтуна Агзамовна Насретдинова (1923-2009), которая стала первой башкирской примой-балериной и народной артисткой СССР. Ее педагогами в Ленинграде были выдающиеся мастера русской балетной школы: Н. А. Камкова, Е. В. Ширипина, А. В. Ширяев и А. А. Писарев. В июле 1941 года Зайтуна Насретдинова дебютировала на сцене Башкирского театра оперы и балета в партии Сванильды в балете «Коппелия» Л. Делиба.

Рядом с Насретдиновой в создании башкирского балета участвовал Халяф Гатеевич Сафиуллин (1921-1965), который также окончил Ленинградское хореографическое училище в 1941 году. Его педагогами были А. А. Писарев, А. И. Пушкин и А. В. Ширяев. Сафиуллин стал одним из первых башкирских профессиональных танцовщиков, создавшим художественно законченные образы, насыщенные экспрессией.
Зайтуна Агзамовна Насретдинова (1923-2009 гг.)
Роль выдающихся российских педагогов
Особое место в истории башкирского балета занимает Александр Иванович Пушкин (1907-1970), выдающийся педагог Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. С 1932 года он преподавал в Ленинградском хореографическом училище, где воспитал плеяду мировых звезд артистов балета. Среди его учеников были не только всемирно известные Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, но и многие представители национальных балетных школ, включая башкирских танцовщиков.

Система движений Пушкина основывалась на опыте русского академического балета, который с XVIII века поднял отечественное балетное искусство на мировой уровень. Его педагогический метод позволял сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращая его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя.
Агриппина Ваганова и ее школа
Неоценимый вклад в развитие балетного образования внесла Агриппина Яковлевна Ваганова — артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположница теории русского классического балета. Имя Вагановой было присвоено хореографическому учебному заведению в 1957 году, что подчеркнуло ее исключительную роль в развитии отечественной балетной педагогики.

Многие выпускники башкирской национальной студии получали образование по системе Вагановой, что обеспечивало высочайший уровень их профессиональной подготовки.
Файзи Гаскаров — мостик между народным и академическим танцем
Особую роль в развитии башкирского хореографического искусства сыграл Файзи Адгамович Гаскаров (1912-1984) — башкирский танцор, хореограф и балетмейстер. Воспитанник студии Игоря Моисеева при Большом театре СССР, Гаскаров стал создателем уникального синтеза народного башкирского танца с принципами академической хореографии.
Файзи Адгамович Гаскаров (1912-1984 гг.)
В 1939 году Гаскаров возглавил Башкирский государственный ансамбль народного танца, который в 1988 году получил его имя. Гаскаров создал около ста разнообразных по жанрам и формам хореографических шедевров, включая лирические и шуточные танцы, названные именами башкирских девушек.

Файзи Гаскаров был не только создателем башкирской национальной хореографии, но и либреттистом и постановщиком первых балетных спектаклей в Башкирском государственном театре оперы и балета («Горная быль» А. С. Ключарёва, «Журавлиная песнь», «Зюгра» Н. Г. Жиганова).
Роль великих русских балетмейстеров
Становление национальных балетных школ в СССР происходило при непосредственном участии выдающихся русских хореографов. Михаил Михайлович Фокин (1880-1942), реформатор русского балета и основоположник классического романтического балета XX века, оказал влияние на развитие хореографического искусства во всех республиках Советского Союза.

Фокин первым реализовал идеи соединения танца, музыки и изобразительного искусства. Его принцип равноправного союза хореографии, музыки и живописи, подчиненных единой цели выражения замысла балетмейстера, стал основой для развития национальных балетных школ.

Леонид Михайлович Лавровский (1905-1967), создатель легендарного балета «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, также внес свой вклад в развитие советского балета. Его принципы драматического балета, где пантомима и танец стали равноправными выразительными средствами, нашли отражение в национальных постановках.

Юрий Николаевич Григорович (1927-2025), главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах, работал не только в Москве, но и способствовал развитию балетного искусства в национальных республиках. В 1960-1961 годах он был художественным руководителем новосибирского балета, а его балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак» ставились в различных театрах СССР.
Рудольф Нуреев — символ межкультурного диалога
Особое место в истории башкирского и мирового балета занимает Рудольф Нуреев (1938-1993), который родился в Иркутске, но вырос в Уфе и именно у нас сделал свои первые шаги в балете. Зайтуна Насретдинова в балете «Журавлиная песнь» произвела неизгладимое впечатление на будущего великого танцовщика XX века Нуреева, определив его судьбу.
Рудольф Нуреев (1938-1993 гг.)
Нуреев, как и другие выдающиеся башкирские танцовщики прошлого века, получил образование в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой у Александра Ивановича Пушкина. Этот факт подчеркивает преемственность между региональной и центральной балетными школами.

С 1993 года в Уфе проводятся Международные фестивали балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, которые стали важным событием в международной балетной жизни.
Портрет Рудольфа Нуреева. Байбурина Зульфия
Современное развитие межнациональных связей
Леонора Сафыевна Куватова (род. 1948) представляет новое поколение башкирских балерин, получивших образование в лучших традициях русской школы. Она окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой в 1967 году, где ее педагогами были И. А. Трофимова и А. И. Пушкин.
Леонора Сафыевна Куватова (род. 1948 г.)

Еще будучи ученицей выпускного класса, Куватова исполнила главную партию в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского на сцене Театра имени Кирова в паре с Михаилом Барышниковым, что свидетельствует о высоком уровне подготовки башкирских студентов.

С 1994 года Куватова занимала должность художественного руководителя Башкирского хореографического колледжа имени Р. Нуреева, а с 2009 по 2024 годы была главным балетмейстером Башкирского государственного театра оперы и балета. Не так давно, в октябре 2024 года, её сменила Гульсина Мавлюкасова.
«Лебединое озеро», Одиллия – Леонора Куватова, Зигфрид – Юлай_Ушанов
Уникальная модель культурного взаимодействия
История становления башкирского балета представляет собой уникальную модель межнационального культурного взаимодействия, где русская академическая балетная школа служила основой для развития национальных хореографических традиций.

Талантливые дети из национальных республик получали образование в лучших балетных школах России. Выдающиеся русские педагоги, воспитывали представителей различных национальностей, передавая им лучшие традиции российской балетной школы.

Деятели культуры, такие как Файзи Гаскаров, создавали уникальные произведения, соединяющие принципы академической хореографии с национальным танцевальным фольклором. Башкирские, татарские, русские и другие деятели балетного искусства работали вместе, создавая произведения, которые обогащали общероссийскую и мировую культуру.

Воспитанники этой системы, такие как Рудольф Нуреев, достигали мирового признания, становясь послами российской и национальной культуры в мире.