Становление национальных балетных школ в СССР происходило при непосредственном участии выдающихся русских хореографов. Михаил Михайлович Фокин (1880-1942), реформатор русского балета и основоположник классического романтического балета XX века, оказал влияние на развитие хореографического искусства во всех республиках Советского Союза.
Фокин первым реализовал идеи соединения танца, музыки и изобразительного искусства. Его принцип равноправного союза хореографии, музыки и живописи, подчиненных единой цели выражения замысла балетмейстера, стал основой для развития национальных балетных школ.
Леонид Михайлович Лавровский (1905-1967), создатель легендарного балета «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, также внес свой вклад в развитие советского балета. Его принципы драматического балета, где пантомима и танец стали равноправными выразительными средствами, нашли отражение в национальных постановках.
Юрий Николаевич Григорович (1927-2025), главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах, работал не только в Москве, но и способствовал развитию балетного искусства в национальных республиках. В 1960-1961 годах он был художественным руководителем новосибирского балета, а его балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак» ставились в различных театрах СССР.