Без прошлого
Как Судоремонтно-судостроительный завод повлиял на развитие и становление Уфы
нет будущего
Уфа – уникальный город, который омывают сразу три реки. Его история тесно связана с развитием речной навигации – это и торговые пути, и способ передвижения. Закономерно, что водный транспорт должен обслуживаться как минимум дважды в год, и сегодня эту важную и ответственную миссию несёт ООО «Судоремонтно-судостроительный завод». Об истории его становления, развитии и будущем мы расскажем в нашей статье.
С чего всё начиналось?
История Судоремонтно-судостроительного завода (ССЗ) тесно связана с развитием Уфы в современном её виде. Дело в том, что микрорайон Затон, по сути, формировался вокруг завода как якорного предприятия. Здесь же находится и Уфимский филиал Волжского государственного университета водного транспорта, многим известный как Речное училище.
1
1918
А началось всё в феврале 1918 года, когда в результате национализации были организованы государственные судоремонтные мастерские на основе частных предприятий судовладельцев в Старицком затоне.
2
1932
В 1932 году этим мастерским присвоили статус судоремонтного завода.
3
1942
С 1942 года на заводе, помимо ремонта флота, начали строить деревянные баржи-площадки. До 1992 года предприятие называлось «Ремонтно-эксплуатационная база флота им. Октябрьской Революции Бельского речного пароходства».
4
1992
С 1992 по 1999 годы – «Уфимская ремонтно-эксплуатационная база флота БРП», а с апреля 1999 и по июль 2005 года – ООО «Судоремонтно-судостроительный завод имени Октябрьской Революции» ОАО «Бельское речное пароходство».
5
2005
С 12 июля 2005 года предприятие носит своё нынешнее название – ООО «Судоремонтно-судостроительный завод».
За более чем девяностолетний период существования предприятие не только сохранило свою производственную инфраструктуру и восстановило мощности, но и значительно расширило спектр оказываемых услуг.

До середины 1990-х годов предприятие занималось строительством флота, но сейчас 80% от общего объема производства – это судоремонтные работы. В настоящее время завод специализируется на ремонте различных типов судов, включая класс «река-море».
Современные задачи и решения
Предприятие для республики является уникальным. В его распоряжении имеется единственное в Башкортостане судоподъёмное сооружение «Слип», позволяющее одновременно ремонтировать до 18 единиц судов, в том числе баржи. Услугами уфимского завода пользуются и предприятия соседних республик. В этом году планируется провести так называемый «зимний ремонт» 16-17 единиц флота.

В собственном флоте завода – около 20 единиц судов, в том числе плавкраны, баржи и земснаряд. Предприятие занимается добычей песчано-гравийной смеси на четырёх карьерах – для нужд строительных организаций Уфы. ПГС также поставляется и для строительства скоростной трассы М-12 «Восток».

Директор ССЗ
Ильдар Шафиков
– 50 лет исполняется Уфе. Мы как одно из крупных предприятий столицы нашего прекрасного Башкортостана, конечно, поздравляем город с этой знаменательной датой! Мы надеемся, что дальнейшее сотрудничество с городом будет ещё более тесным. А мы, со своей стороны, планируем и дальше знакомить уфимцев и гостей столицы с акваторией Белой на нашем теплоходе «Чайка». В планах также организовать прогулки для ветеранов Ленинского района. Будет продолжена работа и по программе «Башкирское долголетие». ССЗ приступил к модернизации существующего собственного флота, программа расписана на 7 лет вперёд. Также планируется строительство понтонных причалов в республике, семь из них мы спроектировали сами, этот вопрос пока на стадии рассмотрения. Завод готов построить их в нужный срок. Все организационные вопросы решаются оперативно и в срок при участии Артура Шайнурова (главный инвестор предприятия с 2022 года, – прим. ред.). В непростое для нас время он помог в сохранении рабочих мест. На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону, мы планируем наращивать объёмы.
Трудовые династии и профессиональные кадры
Основа любого сильного предприятия – это кадры. Сегодня на судоремонтном заводе трудятся около 250 человек. Средняя заработная плата составляет около 54 тыс. рублей.

Одним из «старейших» сотрудников можно по праву считать Владимира Ивановича Киселёва. Он занимает должность старшего инженера-конструктора в техническом отделе. На заводе трудится с 1966 года. Начинал с ученика электрика ещё юношей, а сейчас уже сам воспитал не одно поколение специалистов. Не без гордости говорит, что многие из них продолжили карьеру «по профилю». В итоге некоторые даже стали руководителями крупных предприятий.

В декабре Владимиру Ивановичу исполнится 77 лет, но покидать своё место он пока не намерен, хоть и является пенсионером. А на вопрос: «Когда на покой?» – отвечает с юмором, присущим человеку старой закалки:
Есть такое слово «трудоголик». Да и коллектив родной как семья. У меня хоть уже есть трое внуков и четверо правнуков, здесь, кажется, их ещё больше. Многих учил, воспитывал сам. Да и чувствуешь себя увереннее, здоровее. Утром встаешь, умылся, причесался. Приходишь на работу, и всё – забываешь о старости (смеётся). Но планы на отдых грандиозные, конечно, уже лет 10 не рыбачил. Снасти ждут. А все эти схемы и чертежи, новые разработки помогают сохранить чрезвычайную ясность ума – это же какая хорошая профилактика болезни Альцгеймера!
Сегодня, как и во многих других сферах, остро стоит кадровый вопрос. ССЗ курирует работу Уфимского филиала Волжского государственного университета водного транспорта. Студенты проходят практику на предприятии, а сотрудники завода – курсы повышения квалификации на базе образовательного учреждения.
Передают знания и делятся опытом с молодыми и представители трудовых династий.
Например, отец Валерия Прищепова прошёл Великую Отечественную войну, в послевоенные годы трудился в порту. А сам он уже не первый десяток лет работает групповым судовым электромехаником. Его можно смело назвать специалистом широкого профиля – в республике таких единицы.

Обслуживает Валерий Васильевич и маломерные мотороные суда, и теплоходы, и плавкраны, и земснаряды. При этом находит время обучать молодёжь азам профессии. То и дело случаются экстренные ситуации, когда действовать нужно оперативно. Иногда достаточно созвониться и объяснить всё по телефону, но чаще приходится самому выезжать на объект: искать причину неисправности и затем устранять поломку.
Кадровый вопрос – один из важнейших. Хочется уже подыскать достойную замену. Жалко, что многие, кого обучал, потом идут работать к частникам. Я ещё в 2017 году начал получать «льготную пенсию», пока вдвоём с напарником справляемся. Работа, конечно, непростая. Оборудование у нас огромное – генераторы здоровые. Возможно, это кого-то пугает немного. Я вот свою работу люблю, и пока достойную смену себе не найду, точно пост не оставлю, – говорит Валерий Прищепов.
Помогать другим – благородно и почётно
Жизнь на заводе кипит и вовсе не ограничивается только профессиональной деятельностью. На регулярной основе предприятие ведёт активную благотворительную деятельность: помогает Отделению социального приюта в Нуримановском районе ГБУ РБ МЦ «Семья». Это подготовка к новому учебному году, проведение новогодних утренников и других мероприятий.

А с начала специальной военной операции предприятие оказывает помощь нашим бойцам. Заводчане и здесь не остаются в стороне: приносят тёплые вещи, предметы первой необходимости, продукты и многое другое.
На передовую уже отправились четыре гуманитарных конвоя, сейчас готовится пятый: для пострадавших от обстрелов ВСУ в Курской области.
Новая веха в истории завода
Сегодня активная коммерческая деятельность позволяет ССЗ своевременно решать все финансовые вопросы. Хотя ещё совсем недавно судьба предприятия буквально висела на волоске.

В апреле 2022 года стало известно о поисках инвестора и планах по приватизации одного из старейших предприятий Уфы, которое несколько раз оказывалось на грани банкротства. Инициатором процедуры выступило Минземимущество республики.

Так у штурвала встал Артур Альбертович Шайнуров. Как говорит сам представитель интересов группы компаний, ответственных за финансовое оздоровление завода, о подобном предложении он никогда не мечтал, но всегда был неравнодушен к судьбе своей республики и сохранению градообразующих предприятий.
Конечно, о лидирующих позициях речь тогда не шла. Я рад оказаться в числе тех, кому выпала возможность действительно поработать на благо республики. Решение сохранить судоремонтный завод – верное. Не только для социальной и исторической сущности, но и для экономической составляющей. При полноценном функционировании производств доходы, налоги и прочие дивиденды будут поступать в бюджет республики. На момент принятия лично мной положительного решения как раз набирала обороты программа импортозамещения. Изучив вопрос, ознакомившись с ситуацией на рынке, с потребностями судостроительной и судоремонтной промышленности, мы с коллегами поняли, что попробовать себя на новом поприще можно и нужно.
– Два года активной работы не всегда видны обывателю. Если в самом начале один из острейших вопросов был связан с ликвидацией задолженности по заработной плате, то сейчас – это техническое перевооружение, увеличение количества коммерческих контрактов. Все вложенные усилия часто остаются за кадром, а результат нашей работы благополучно курсирует по водам республики. Сегодня завод может обслуживать порядка 80% всех типов судов на реках Башкирии.

Инвестиции – это не всегда финансы. Это привлечение специалистов для изучения экономической ситуации. Изучение спроса, возможностей аналогичных предприятий, потребностей отрасли в целом. По итогам мы делаем выводы: какое направление своей деятельности усилить, от чего лучше отказаться, где мы можем предстать в самом выгодном свете. Далее ставятся задачи в отношении технического переоснащения. Сегодняшняя ситуация, учитывая санкции, для многих предприятий послужила настоящим стимулом для развития и возрождения, – рассказывает Артур Шайнуров.

С учётом объединения ООО «Речной порт «Уфа» и АО «Порт Уфа» в 2021 году, все финансовые и долговые обязательства легли на плечи ССЗ. И предприятие их выполняет в строгом соответствии с графиком и условиями мирового соглашения.

В этом году по программе Правительства РФ завод подписал соглашение с федеральными ведомствами – Минпромом и Минфином. Документ закрепляет «нулевую ставку» по НДС при проведении ремонтных работ. При этом в течение семи лет ССЗ обязуется проводить модернизацию оборудования и собственного флота – к весне 2025 года ремонтируются теплоходы и баржи, появятся и новые плавкраны.
Кроме того, в планах перевести теплоход «РТ-41» из класса «Р» в класс «О». Это значит, что увеличится максимально допустимая высота и ширина волны, а судно сможет работать в акватории Камского бассейна в Татарстане, Астраханской области и других регионах.
Руководство завода отмечает, что в этом году предприятие получило признание о проведении ремонтных работ. Документ выдаётся на срок до двух лет и подтверждает, что ССЗ обладает достаточными компетенциями для того, чтобы проводить работы любой сложности. Это позволяет заводчанам трудиться на благо Уфы и республики и уверенно смотреть в будущее.