Люди, которые нас вдохновили в 2022 году, по версии Пруфы.рф

Мы собрали для вас удивительные и необычные истории из жизни людей, которые нас вдохновили в 2022 году

«Я стремился схватить все, но сразу планету не обхватишь»
Необычайная история дворника-модели Юры из Уфы
Дворник Юрий Ветлугин – мужчина с нарушениями ментального развития, детдомовец, еле сводил концы с концами: жить ему было негде, денег не хватало, к тому же на нем много кредитов. Тогда его друг детства Роман Филиппов устроил товарищу фотосессию в стиле журнала GQ на своей странице в Инстаграм* (принадлежит Meta, запрещённая сеть, нарушающая законы РФ) и объявил сбор средств. Благодаря этому мужчина прославился и действительно стал фотомоделью. Юру начали приглашать на телевидение, неравнодушные граждане закрыли его долги, в его квартире сделали ремонт, а сейчас о Юре собираются снимать фильм в духе французского «1+1». Занимается им режиссер Виталий Дудкин, а роль Ветлугина сыграет Кирилл Кяро. И хотя Юрий еще не смотрел эту драму, сценарий нового проекта ему понравился.

В интервью Пруфы.рф он рассказал о своем прошлом, любви, а также о том, как поменялась его жизнь и что он планирует делать теперь.

Фото: Пруфы.рф

О новом фильме
Многие спрашивают, о чем будет кино, когда снимут. Я сам не знаю. Только характеристику. В прошлом году, весной, когда со мной выходила уфимская фотовыставка в «Облаках», все снимали меня. Ну, видимо, заинтересовалось московское телевидение снять фильм.
Уже связывались и актеры, и режиссеры, и продюсеры. Я читал текст. Мне понравился. Самое главное – чтобы правильно сыграли. Мы хотим открыть всю правду, как зарабатывает дворник, чем он живет и как выживает. Обещают в августе-сентябре этого года выпустить фильм.
О том, как совмещал работу дворника и фотосессии
Тяжело иметь одновременно две профессии. Это сначала надо целый день пахать с лопатой, а потом уделить на съемки до 6-12 часов. Конечно, я больше зарабатывал на рекламе. Прошлый раз я за час получил 20 тыс. рублей, а дворником в месяц – 31 тыс. рублей.

В то время, кроме дворника, я был еще и мусоропроводчиком – два в одном. Получается, каждый день работал без выходных. С 6:00 до 17:00 я дворник, а с 17:00 до 20:00 – водопроводы чистил. Для фотосессий отпрашивался. Я заранее отрабатывал или звонил начальнику, говорил, что не смогу прийти. Естественно, каждый руководитель мог понять меня: что человек резко поднялся, его снимают, это всем приятно.
О том, почему на улицах бывает грязно
Не там чисто, где постоянно убираешься, а там, где не гадят. Ну ты же не будешь 24 часа сидеть и подбирать бычки, семечки и так далее. В детстве нас постоянно ругали, заставляли, чтобы мы мусор строго в урну кидали. У нас же такого нет сейчас в России.
О тяжелой жизни дворника
В период коронавируса нас посылали обрабатывать подъезды, не предупредив, что там прошел больной человек. Сначала белизной обрабатывали внутри – ручки, почтовые ящики, подоконники, стены, и всё. Пахло так, что мама не горюй, и мы сами уже отравились этой химией. Потом стали привозить специальную жидкость, она хотя бы не пахла. А за вредность платили 350 рублей. А вы говорите, что дворники много получают.
Сейчас же все повысилось, а зарплата осталась такой же. У дворника зарплата маленькая – в пределах 20-25 тыс. рублей. Только появится какая-то прибавка, цены сразу взлетают. Кроме того, дворники на сегодняшний день живут в подвалах – там, где получается. У них нет ни жилья, ничего. Ну я первое время – до квартиры – тоже так делал.
О новом жилье и крыше, с которой обещал разобраться Мавлиев
Сейчас в моей квартире сделали капитальный ремонт полностью, евроотделка. На деньги подписчиков. Однако крыша до сих пор протекает.

Сколько ни жалуйся, сколько ни критикуй это ЖЭУ, они уже просто смеются над этим. Крыша в одном месте протекла. У меня новые обои начали отходить. Делать надо, конечно, капитальный ремонт, но его обещают только к 2030 году.

Я говорю: «Ладно, тогда потерпим, пускай тогда дальше топит, и пускай все сломается, сорвется». Я больше говорить не собираюсь, потому что твердить одну и ту же фразу – это уже каждому надоест. А вообще, пока ты был на пике славы, все хотели помочь. Как только пик ушел, ты уже забытый человек.
О том, как теперь живет
Я уволился где-то в марте этого года из ЖЭУ. Стал просто чисто отдыхать.

Случилась такая ситуация. Перешел в новое ЖЭУ. Обещали зимой в районе 40 тыс. рублей зарплату, но чем больше говорят, тем меньше получаешь. По правде, самое большее – 25 тыс. рублей выходило. К тому же я не ожидал, что дом двухподъездный. Его надо с двух сторон чистить. Уволился.

С тех пор отдыхаю. Отпуск сам себе оплачиваю, пока практически не работаю. Разве что помогал парализованной бабушке за 500 руб.
Я чисто живу на пенсию по инвалидности – 11 200 руб. Не хватает. Но пока жду, может, какой-нибудь фотопроект будет, или пойти обратно работать, потому что на пенсию не проживешь. Меня ведь до сих пор приглашают дворником. Но сейчас я бы хотел, может, мусоропроводчиком идти. Времени не так много тратишь, баночки-скляночки взял – уже деньги есть, хотя бы на дорогу. А так у меня все нормально. Живу так же, как и все. Дышу таким же кислородом.
О дальнейших планах
Вообще, мечта у меня – жить в деревне. Взять участок, завести там небольшую живность, например, курочек. Сейчас же в интернете есть все, чтобы человеку жилось нормально.

Фотосессию, рекламу я бы тоже хотел побольше делать. Многие мои подписчики говорили, чтобы я бросил работу дворника и перешел на фотосессии и рекламу. Ну раз многие хотят, чтобы я был рекламным человечком, почему бы и нет, если у меня так хорошо получается? Одно другому не мешает. Но вы сами знаете состояние сегодняшнего мира.
Про детдом и родителей
Я раньше хотел найти маму и папу, ко мне приезжала бабушка. Но мне сказали, что их лучше не искать: «Если найдешь, то останешься без ничего». И я не стал.

Когда я был маленьким, один доктор меня постоянно возил туда-сюда в больницу. Первоначально он обо мне заботился, а потом меня перевезли в другой район. Прошло столько времени, и только этот зубной врач меня запомнил среди всех, кого лечил. Видимо, я был спокойный, податливый человек, не кричал. И он всю жизнь меня искал, и все-таки нашел. Сам он живет в Октябрьском, у него есть взрослый сын.

Я вообще помню, что несладко живется детдомовскому человеку в детстве. Тут 50 на 50: будешь богатым или нищим. Многие теряются в жизни, но тут не виноват учитель, только сам человек. Потому что не учился, у него не было стремления жить.
Я жил среди людей. Я, как родился с ведром и лопатой, так, наверное, и умру с ними. Потому что я уже с 3 класса стал помогать людям. Мне говорили: «Отнеси, помой». Мне за это вместо денег давали семечки.
Вот так стал дружить. Потом у меня в школе появилась обязанность вынести мусор, вскопать огород. Правда, не получалось с первого раза приготовить кушать, но жизнь-то научит. Если не умеешь – посмотри, как делают. И потихонечку навыки придут. Надо испытывать себя везде и всюду.

Я стремился схватить все, но сразу планету не обхватишь, надо постепенно. В четвертом классе начал вязать спицами, потом на кружок по макраме ходил, в вязальную школу на машинках. Я схватывал это на лету. Сейчас тоже вяжу, но пока времени не хватает.
Об отношениях и любви
Я вообще семейный человек, хотел бы, чтобы у меня были свои дети, чтобы я приходил и радовался. Я бы делал все, чтобы дети никогда не нуждались ни в чем.

Но у меня полоса невезенья с девушками. Или недопонимают, или хватают того, чего не хотят. Я этого в жизни понять никак не могу. Я себе поставил жирную точку – лучше любить самого себя. Хватит всех любить, на всех сердца все равно не хватит.
Я был четыре года женат, с 2009 по 2013. На работе познакомились, пожалел одинокую девушку. Сначала доверительные отношения были, потом в быту стали хуже. И веревки из меня вила и хотела на двух стульях усидеть. Еле развелся.
Еще у меня была одноклассница в Туймазах. Мы вместе учились, дружили, я ее защищал. Я, когда уезжал из школы Туймазов, говорил: «Ты подожди немножко, получу жилье, вместе жить будем». Но она побежала замуж.

Одному мне не скучно. Зачем скучать, если у меня есть большой телевизор? Бывает, выхожу во двор, прогуливаюсь. Знакомые бабушки сидят. Все интересуются мною, как происходит день и прочее. У меня есть велосипед. Его мне подарили за рекламу. Хотели сначала мотоцикл, но я говорю: «Куда мне его на 9 этаж?»
О религии
Я сначала не верил. Раньше же нас, детдомовских, не обязывали быть такими. В школе тоже вся территория закрыта. А в Туймазах не было такой религии, только в больших городах.

А потом, когда к Нине Мироновне зашел как-то, мне 23-24 года было, заметил у нее в уголке иконостас, который делала сама бабаня. После этого во мне что-то ёкнуло, и захотелось окреститься.
Насчет помощи веры в жизни. Тут самое главное, если ты помогаешь кому-то, естественно, тебе помогают многие. Но помогать надо искреннее. У меня так и получается.
О том, доволен ли переменами в жизни
Я, с одной стороны, рад, что произошло со мной. Но все время есть заподлянки. В мире нет стабильности: то коронавирус, то с Украиной, то с интернетом случалось, приборами. Но надеюсь, что, если все нормализуется на планете, хотелось бы, чтобы люди понимали, ценили друг друга, уважали, любили. Хранили то, что создано богом, а не разрушали. Сломать любую игрушку – легко, но ее же надо еще сделать. Землю тоже можно разделить на части, но ты ее потом не склеишь.
Настоящий мотиватор
Уфимец лишился обеих ног, но не сдался и стал счастливым вопреки
Случившееся с уфимцем Алексеем Старковым началось как придуманный кем-то кошмар. И стало кошмаром вполне реальным: упав под поезд, Леша лишился обеих ног.

Сейчас, рассказывая эту историю своим сыновьям, он называет все случившееся с ним примером того, как делать не надо. А тогда, лежа на больничной койке в далеком городе Тайге Кемеровской области, он обливался слезами и думал, что жизнь его кончена.

Про жизнь, слезы и любовь, которая вернула Алексею веру в себя и вдохновила стать мотивационным оратором – в материале Пруфы.рф.
Скрип, скрип…
Мы встречаемся с Алексеем на стадионе «Динамо». Открытое молодое лицо, но взгляд 37-летнего мужчины сквозит мудростью столетнего старца: наследие испытаний, выпавших на его долю.

Мальчишка уносится вперед, Алексей едва поспевает за сыном.
Скрип, скрип…

В походке бывшего спортсмена уже нет той былой легкости. Но Леша научился не обращать внимания на свою тяжелую поступь и любопытные взгляды прохожих. Он жив, счастливо женат, растит двух сыновей, и это – самое главное.
– Прививаю детям любовь к спорту, он закаляет дух, – говорит Алексей. – Я и сам с детства в спорте: вело и спелео, был в сборной Башкирии по плаванию… Сейчас любительским плаванием занимаюсь. Пробую новые дисциплины, осваиваю кроссфит.
Видел все, что происходит
Когда Леша лишился ног, ему было всего 23 года.

Тем сентябрьским вечером поезд мчал Старкова во Владивосток – Леша решил строить бизнес, купить и перегнать на заказ машину.

– Одна из остановок по расписанию была 40 минут. Но ее сократили на полчаса. Этот момент до меня никто не довел. Я в магазине был, этого не знал. Мне продавец говорит: «Беги-догоняй». А я правила-то особо не знал, вижу – поезд набирает ход, его догнать легко. Ну и побежал. Догнал, оступился, упал, 5 минут прошло всего, – вспоминает события того дня Алексей.

Дальше были удар, боль и холод.

– Я думал, что сломал ноги. Прибежали какие-то люди, просили меня не двигаться лишний раз. Я просил воды, мне говорили – сейчас принесем, ты потерпи, полежи, успокойся. Спрашивали у меня кто такой, откуда ты, – рассказывает Алексей.

Сознания Старков лишился только в реанимации – его ввели в искусственную кому.
«Мелькнула мысль, что это не со мной»
Осознание того, что жизнь бесповоротно изменилась, и он теперь без ног, к Леше пришло как удар обухом по голове.

– Я пришел в себя, хотел встать в туалет. Одеяло откидываю, а ко мне медсестра подбегает с уточкой, говорит: «Нет-нет, вот, на уточку», – вспоминает Алексей. – Я говорю, мол, зачем на уточку, сам дойду. Потом открываю одеяло, а там ничего нет. Говорю: «Где?» А мне: «Ты, главное, успокойся», и все в этом роде. Мелькнула мысль, что это не со мной, что так не бывает. Вот, в тот момент я понял.

Вспоминать о том, как месяц лежал в больнице в Тайге, прикованный к койке, Леша не любит. Бесконечные перевязки, боль и гнетущие мысли о том, как жить дальше, были его ежедневными спутниками. Еще 4 месяца потребовалось на то, чтобы выявить врачебную ошибку – хирурги забыли в культе нитку – и пришлось по новой пережить ежедневные перевязки.
– Меня друзья 4 месяца по сугробам таскали. Я в советском районе жил, грубо говоря, снег выпал, тропинку люди протоптали. Никто же не будет инвалиду снег чистить, меня ребята три квартала несли на носилках, я спальник надевал, чтобы не мерзнуть. И так каждый день. Иногда дважды в день, рассказывает Леша.
Ногой двигает датчик
– Ну, вот тут коленка. Это электрический датчик на мышцах, – показывает Леша на штанины, где угадываются очертания протезов: одной ноги нет до середины бедра, другая заканчивается под коленом. – С телефона можно управлять, здесь батарейка, здесь процессор, здесь блютус.

Рассказ Алексея о том, как работают его протезы, больше похож на инструктаж о работе робота-пылесоса или микроволновки. Лицо мужчины бесстрастно.

– Там установлена программа на сгибание и разгибание ноги, положение тела. Много датчиков, в зависимости от того, как ты наклоняешься, – объясняет Алексей. – Когда мы ходим, мы этого не замечаем – у нас естественный перекат ноги. Здесь за счет гироскопа программа обсчитывает перекат. Если в определенный момент я наступлю на пятку и чуть-чуть споткнусь, начинает плавное снижение.

Протезы Старков получил от Фонда соцстраха. Сначала были простые, тренировочные деревяшки.
– Я их очень быстро исходил. Тренировки надо было начинать с 15 минут в день, а я с первого дня отстоял часа четыре. Охота было наверх, – улыбается Леша, – но и страшно одновременно: за 8 месяцев вестибулярный аппарат привык, что я лежу.
Едва научившись стоять на новых «ногах», Леша сел на велосипед.

– Ходить не умел нормально. Сел, проехался. Как сказали, что ты едешь без нас – упал. Хотел испытать себя на слабо, – признается он.

Сейчас Леша легко управляется и с велосипедом, и с самокатом, и даже машину водит, правда, на ручном управлении.
На работу калеку не берут
Вот что было по-настоящему сложно, говорит Старков, так это найти работу.

– Инвалида никто не берет практически, – пожимает он плечами.
На первых порах Лешу выручала тяга к компьютерам.

– Кому-то нужно починить ноутбук, кому-то наладить компьютер, приносили, я делал, получал за это небольшие деньги. Вот она – прибавка к пенсии, – горько усмехается он. – Потом через знакомых меня устроили в банк, в отдел материально-технического обеспечения.

Но потом банк закрылся, и он снова остался без работы.
– Я раньше не замечал людей с инвалидностью. Не задумывался, что такие проблемы большие есть у этих людей. Допустим, проблема – добраться до тренировки, добраться просто по своим каким-то нуждам, это тяжело очень.
Инвалидам – бесплатно
С будущей женой Вероникой Алексей был знаком давно, с юности. Но осознание, как он говорит, пришло лишь лет через 10.

– Мы были знакомы, друг ухаживал за ней, она подруга друга. Она такой же друг. Потом из компании все пропали, когда я попал под поезд, и тут Вероника появилась, – в голосе Леши легко угадывается нежность. – Я сам не понял, как быстро все произошло: позвал ее выпить чаю, поболтать. И вдруг понял – я за ней ухаживаю!

Как говорит Старков, родители Вероники в штыки его не приняли, но спросили у дочери в лоб: мол, в омут с головой – хорошо, но ты понимаешь, что вам будет тяжело? Под их давлением девушка растерялась и даже сбежала в Санкт-Петербург – подумать с холодной головой и все взвесить.
А Леша словно только этого и ждал.

– Купил кольцо, сел в машину, 28 часов – и я в Питере был, – смеется он. – Да не было никакого плана. Приехал под окна и просто орал: «Вероника!».
Предложение Веронике Леша сделал в Петергофе.
– Я договорился с людьми, они нам сделали проход в Петергоф, там инвалидам бесплатно, – иронизирует он. – Там есть одно место – водопад Самсона, клетчатый пол, очень красивое место. Я так разволновался, у меня из головы все вылетело, с колечка бирку не снял. Она сразу согласилась, расплакались, обнимались. Народ аплодировал.
Леша – вдохновитель
Больше всего в Веронике Лешу поразила ее загадочность:

– Как книга: открываешь, еще не знаешь, что будет на следующей странице. Она каждый раз открывалась то с одной стороны, то с другой стороны. В каких-то ситуациях спорных, какие приняла решения, как рассудила.

А еще Вероника подвигла Лешу завести Instagram и своим примером вдохновлять других – не падать духом и преодолевать трудности. Так у него и записано на страничке: Мотивационный оратор.
– Нет, я ни разу с таким не сталкивался, чтобы депрессия, себя жалеть, – говорит он. – Себя жалеешь, когда, например, тренируешься, и тебе завтра нужно вставать. Лежишь в кровати, тянешь время: «Так, еще 5 минут полежу», а потом думаешь: «Нет, надо идти. Связки не потренируешь, завтра будет сложнее». Вот так, пожалел – и дальше пошел.
В гостях у Карлсона
или Как художник построил на крыше дом своей мечты, о котором теперь знает вся Уфа
Максим Холодилин рассказал, почему дом под облаками бросил ему вызов, при чем тут герой книги Астрид Линдгрен и почему квартира превратилась в музей.

Расписное диджуриду на серванте, коллекция масок из Перу, солярный знак инков, сарматский кинжал 1500-летней давности, первый журнал, изданный самим Пушкиным, и самый настоящий трон по соседству с табуретками из позвонков кашалота. Нет, это не склад реквизита в театре, а дом, где под облаками живет уфимский художник Максим Холодилин.

Но это еще не самое удивительное - к себе домой Максим водит экскурсии! Почему дом под облаками бросил ему вызов, при чем тут герой книги Астрид Линдгрен и почему квартира превратилась в музей: откровенные признания Максима Холодилина журналисту Пруфы - в нашем материале.
Квартира Максима начинается со сказки Астрид Линдгрен о Карлссоне, который живет на крыше: его именем подписана даже табличка на двери. Ну а кому же еще может принадлежать дом на крыше дома 14-этажной жилой высотки?
Впрочем, утверждение, что вся квартира на крыше только и служит прославлению персонажа доброго хулигана с пропеллером, будет неправдой. Жилище Максима - это, скорее, музей над городом, к созданию которого приложили руку его друзья-художники.
Однажды Максим осознал, что красотой нужно делиться, и стал водить к себе домой самые настоящие экскурсии – прийти и послушать бой часов, истории о картинах, и истории о создании квартиры-музея может любой.

Экскурсию по дому Карлсон-Максим открывает с крыши. Но если вы думаете, что в крыше нет ничего романтичного, только голуби и орущие коты, - вы сильно ошибаетесь. На крыше Холодилина вы почувствуете себя если не Вселенским рулевым, который мчит вперед всю планету, то хотя бы орлом, ну или на худой конец крановщиком башенного крана – все-таки 14 этаж.
Как говорит Максим, создал дом на крыше архитектор Дмитрий Винкельман. В ясную погоду его видно и с улицы Цюрупы, и с бульвара Ибрагимова. Ну и виды с крыши открываются соответствующие: хочешь – на проспект Салавата Юлаева смотри, надоело – огни на затонском мосту и проспекте Дружбы народов рассматривай.
– Ключевое для меня место. Это как на верхней палубе мостик капитанский, я отсюда правлю миром на аутсорсе. Когда боженьке некогда, он звонит и говорит: «Можешь?» – «Могу!», – смеется Максим.
На другой стороне от его дома находится еще одна смотровая площадка, она позволяет оценить масштабы гражданского волшебства: что для жильцов высотки крыша, для Максима попросту балкон. Даже веревки для просушки белья тут натянуты - для антуража и по прямому назначению.
Основные строительные работы в доме были закончены в 2006 году, декоративные продолжались, по словам Максима, еще лет 10. Поначалу домик на крыше был запроектирован как мастерская художника. И если вы присматривались к крышам городских высоток, то видели таких по Уфе великое множество, правда, не столь затейливых. Обитал тут до Максима его товарищ Александр Желнин. Он же декорировал некоторые поверхности в доме Максима.
– На этапе проектировки жилого дома форму домика Карлссона заложил Дмитрий Винкельман. Поначалу тут было засранное строителями пространство – две жестянки и два простенка. На тот момент строительство не было закончено – его заканчивал, подводил коммуникации и вводил в эксплуатацию я, – рассказывает Максим. – Я же художник, и мне нужна была мастерская. Только потом стало понятно, что это – пентхаус в центре города. Мастерская в мансарде пентхауса, по сути, это одно и то же, разница только в том, насколько грязный пол.

На ПМЖ на крышу он перебрался в 2016 году.

Как говорит Максим, сначала ни о какой связи со сказкой о Карлссоне он для себя не видел. Вызов ему бросил сам домик на крыше.
– Возникла самоидентификация как некая художественная ситуация. Произведением искусства ведь не обязательно является объект – это может быть и ситуация, – объясняет развитие карлссоновской сюжетной линии Максим. – Изобразительное искусство – это искусство создания визуальных образов, и ничего больше.
Сам Холодилин называет свой дом убежищем от некрасоты мира.

Все в доме Максима – Карлссона, даже самая, казалось бы, странная и неуместная вещица вроде банки из-под табака, подобрано и расставлено со смыслом.
Сразу у входа в квартиру – японские ворота Тори, которые символизируют переход от суеты к молитвенной возвышенности.

– В данном случае говорить о молитвенной возвышенности трудно, но что-то сверхнеестественное тут безусловно есть, – смеется Максим.
Условный хлам на шкафу – это композиция Саши Желнина, у нее есть правильный художественный ритм.
– Это не хлам! – восклицает Холодилин, – это работа художника!
Лавочка у входа – денежная, при ее создании использовались настоящие дореволюционные деньги.

– Гости садятся на нее перед уходом и впитывают ...опой прану, чтобы стать богатым, - смеется – Максим.

Тут же – работа известного уфимского соцреалиста Рашида Нурмухаметова.

– Она интересна тем, что незакончена, - объясняет Максим. – В результате трех уровней проработки – наброшенные линии, положенные основные цвета, и полностью законченное лицо – рождают у нас ощущение еще одной координаты – движение сквозь время. Как будто она проявляется.

Никаких неоригиналов тут нет. Вот, например, эту маску из речного голыша сделали индейцы мапуче, ей лет 150. На том месте, где жили Мапуче, сейчас стоит город Сантьяго в Чили.

А слева, рядом с портретом, туми – ритуальный нож инков, для вскрытия черепа. Но не времен инков, современный. Его Максим купил в Куско - столице инков.
Никаких неоригиналов тут нет. Вот, например, эту маску из речного голыша сделали индейцы мапуче, ей лет 150. На том месте, где жили Мапуче, сейчас стоит город Сантьяго в Чили.

А слева, рядом с портретом, туми – ритуальный нож инков, для вскрытия черепа. Но не времен инков, современный. Его Максим купил в Куско - столице инков.
Люстра – мрачное средневековье на цепи и противовесе: с грохотом опускается ниже, если нужно подсветить что-то на столе. Когда-то была простым колесом родом из Мишкинского района. Оно стало районному МТС не нужно, когда телеги сняли с вооружения.
Кухонный гарнитур тоже с крышами. Максим придумал, а реализовал Юрий Юдинцев.
Смотрим в левый верхний угол – это дверь-луна, которая ведет на тот свет.
– Когда мы уйдем, дети же должны знать, за какой мы дверью, – объясняет художник.
Вот таким в 18 веке люди видели мир – не знали, например, как заканчивается Северная Америка, Антарктида еще не открыта.
На контрасте с нижней гостиной – убежищем хоббита, верхняя решена как тронный зал. Над троном висит работа Максима, которая называется «Судьба», но конкретно тут выполняет роль герба. Эдакое колесо Сансары, которое режет головы. Нужные отмечены крестиком.
Трон - это седалище уфимского архиепископа, его реквизировали из епархии после революции и отдали башкирскому государственному издательству – даже табличка инвентарная с тех пор имеется.
– Поскольку я вегетарианец, друзья любят по этому поводу надо мной издеваться, – рассказывает Максим. – Вот, привезли мне подарок с Чукотки – позвонки кашалота. Они были в плоти, как в рыбе сушеной. Два дня их варили в котлах, потом травили кислотой, залили шпаклевкой. Теперь это табуретки.
Дореволюционный диван: стальные пружины сохранились с царских времен, только перетянули кожу и Александр Желнин декорировал задник.
– Эту веточку оливковую я сорвал на том месте, где Иуда поцеловал спасителя, Иисуса. В Гефсиманском саду и Иерусалиме, – рассказывает Максим. – А ниже – беспредметное искусство, не рождающее ассоциаций, Димы Греда. Что-то есть в этом гипнотическое.
Игорь Юдинцев выковал идеальные по узнаваемости портреты людей, которые строили этот дом. Вот сейчас все внимание на ручку двери: это Леша Глаз, прораб. Даже для Максима загадка, как Юдинцеву удалось так тонко передать сходство.

За дверями с ручками-портретами – «зеленый кабинет».
Портрет мамы Максима, выполненный руками его папы.
– Тут очень интересная ретушь, она выполнена на негативе – иголочкой и тушью, – делится секретом Холодилин.
Точная копия вершины ворот Шенкли в Ливерпуле у стадиона «Энфилд».
– Понятно, что там кованное, а мы повторили в дубе, – говорит Максим. – Как вы понимаете, работать здесь совершенно невозможно. Это наш семейный реликварий.
Сарматский меч тоже хранится в «зеленом кабинете». По версии Максима, ему 1,5 тысячи лет. Был найден в 1971 году на берегу реки в Баймакском районе. В земле бы сгнил, а песок отводил воду.
Первое издание Карлсона на русском языке в переводе Лилианы Лунгиной с рисунками шведской художницы эстонского происхождения Илон Викланд. Узнали, откуда срисовали типаж Малыша и Карлсона для мультфильма?
Оригинальный целлулоид к советскому мультику про Карлсона, фаза движения. Для каждого персонажа их рисовали 25 на секунду. В формате А4 на 10-минутный мультфильм такого целлулоида надо целую комнату. И до 1980 года картинки смывали, оставляя лишь контрольные образцы, часть которых уходила в том числе и в коллекционный оборот.
Дедушка Максима по линии отца был беспризорником, и конверт – это единственное, что осталось от его родни.

– Всю жизнь проработал на железной дороге, в конце жизни преподавал, говорил исключительно формулами, как настоящий инженер, – говорит Максим. «Дети – цветы жизни, цемент, скрепляющий семью» сказал он мне на свадьбе. Смешно, но наступил момент, когда я четко каждую букву из этой формулы понял.
Балкончик на лестнице в комнату для гостей – идеальная площадка для обзора тронного зала.
Работа Ольги Субботиной и Миши Павлюкевича. Вроде бы башенки, а вроде бы и ракеты, взмывающие в космос. А в комплексе угадывается пластинка в конверте.
Иллюстрации к сказкам Шарля Перро, опубликованы они не были – часть галереи для юных посетителей выставки, расположены прямо перед глазами, и на них удобно смотреть.
Когда на улице темно, а на душе – грустно, Максим зажигает на крыше солнце: на изображение на стене светит мощный прожектор, и сразу становится светло.
Родовая православная икона, выполненная в старорусской традиции: вместо нимба у нее свечение. Венец выплавлен из украшений мамы Максима после ее кончины.
Листья дерева бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Не какого-то похожего, а того самого дерева: Максим их снизу собрал, а чайные листочки приклеил для композиции.