Знаете ли вы, что 80 лет назад, в декабре 1944 года, началась разработка Туймазинского нефтяного месторождения – одного из крупнейших в СССР?
Это событие стало настоящим прорывом, поскольку месторождение дало высокий дебет промышленной нефти в Башкирии и ознаменовало дальнейшее устойчивое развитие республики как одного из ведущих нефтяных регионов России. С учетом построенных в дальнейшем крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов, республика остается флагманом российской «нефтянки» по сей день.
И это – заслуга не только башкирских нефтяников, но и специалистов со всей страны, которые научили наших прадедов добывать и перерабатывать нефть.
Но вспомним как всё начиналось…
До 1930-х годов ХХ века почти вся нефть добывалась в Баку и Грозном, а центры потребления находились далеко на востоке страны. Перевозка нефти на тысячи километров была не только неэффективной, но и стратегически опасной. Страна остро нуждалась в нефти – топливный голод ощущался повсеместно. Индустриализация, развитие промышленности и транспорта, модернизация армии – все требовало огромного количества нефти и нефтепродуктов. Нефть была не просто топливом для ламп и печей, а необходимым компонентом для производства моторного топлива и смазок. Поэтому руководство страны решило искать новые источники «черного золота», и выбор пал на Урало-Поволжье, в том числе на Башкирию.
Башкирия должна была стать «Вторым Баку» и влиться в интернациональную среду нефтяников. В республику потянулись специалисты в области добычи и переработки нефти со всей страны – русские, башкиры, татары и представители других народов России трудились здесь как одна семья.
Страна нуждалась в нефтепродуктах, а Башкирия получила шанс пойти по пути бурного индустриального развития, которое, помимо нефтянки, подстегнуло затем развитие нефтехимии.
Первая разведка «черного золота» в Ишимбаево
В июле 1929 года в Башкирию прибыла экспедиция Государственного исследовательского нефтяного института. Три геологические партии, возглавляемые опытными специалистами, отправились на поиски нефти. Одной из них руководил инженер-геолог Алексей Блохин. Его путь пролег в район деревни Ишимбаево, где ранее уже замечали признаки нефтяных месторождений.
В августе 1930 года Блохин, проанализировав данные, обозначил места для первых буровых скважин. Осенью того же года была создана Стерлитамакская нефтеразведка, которой предстояло открыть нефть Башкирии.
Работы у Ишимбаево начались осенью 1930-го. Подготовка шла в условиях, мягко говоря, не самых комфортных. Оборудование доставляли из поселка Раевка, находившегося в 120 км, по бездорожью. Транспортом служили подводы, запряженные лошадьми. Любопытная деталь: перевозка парового котла из Англии до Раевки обошлась в 16 тысяч рублей, а его доставка оставшиеся 120 км — на 2 тысячи дороже!
К октябрю 1931 года работы уже шли полным ходом, но не обходилось без проблем. На скважине № 702 произошла крупная авария: бурильная труба сломалась на глубине 533 метра. Из-за нехватки оборудования и организационных сложностей ремонт затянулся, и в итоге общие простои в том году составили больше шести месяцев.
На Всесоюзном съезде нефтяников-геологов звучали призывы прекратить бурение в этом «мертвом» уральском районе и перенаправить ресурсы на Кавказ. Но команда в Ишимбаево не сдавалась.
Начало 1932 года оказалось не легче: скважины то ломались, то оказывались непригодными. Однако в феврале в Ишимбаево прибыла команда опытных буровиков во главе с бакинцем Сергеем Логиновым. Он быстро принялся за дело и ликвидировал аварию на скважине № 702. А уже в апреле 1932 года случилось то, ради чего все это затевалось: бурильщики вскрыли нефтеносные известняки. Этот момент стал началом новой эры для Башкирии — эпохи большой нефти.
Так, через трудности и сомнения, Ишимбаево вошло в историю как место, где Башкирия сделала первые шаги на пути к нефтяной славе.
Первый фонтан и первые трудности
16 мая 1932 года, в Ишимбаево, раздался мощный взрыв, за которым последовал первый фонтан башкирской нефти! Отечественные и мировые историки назвали это событие крупнейшим достижением науки и практики. Но это было только начало долгого и трудного пути. Нефть хлестала фонтаном, но не было ни резервуаров для ее хранения, ни железной дороги, ни нефтепровода для ее транспортировки! Нефть лилась рекой, а параллельно приходилось выстраивать инфраструктуру.
Нарком тяжелой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе поставил перед нефтяниками Башкирии задачу: довести добычу нефти в Ишимбае до 2000 тонн в сутки. По началу это казалось невыполнимым! Но страна создала все условия, чтобы этой башкирской мечте о «чёрном золоте» суждено было сбыться.
Кубовая установка — первый нефтеперегонный завод Башкирии
В 1932 году советская власть командировала Федора Похлебаева в качестве механика по бурению на разработки в Ишимбае. В том же году его перевели на организацию переработки нефти.
Не имея нормального оборудования, башкирские нефтяники, под руководством Федора Похлебаева, соорудили «кубовую установку»!
Представьте себе: пятитонный резервуар, обложенный кирпичом, с змеевиками, опущенными в озеро Кара-Куль. Перегонку нефти начали люди, которые понятия не имели о тонкостях технологии.
Ветеран Ишимбайского НПЗ Ф. Кулбаев вспоминал:
«…Пятитонный резервуар обложили кирпичом, обмазали. Змеевики спустили в озеро Кара-Куль. Подвели под резервуар форсунки и зажгли факелы. Начали перегонку нефти малограмотные, технически необученные кадры. Похлебаев сутками не отходил от кубовой установки, учил нас, так как мы не знали даже, в какую сторону повернуть штурвал задвижки».
Вначале установка производила всего 750 литров бензина в сутки, но к середине 1933 года ее производительность выросла до 15 тонн! Качество бензина было невысоким – низкое октановое число, много серы, но это был бензин! Первый башкирский бензин.
Газета «Красная Башкирия» писала о «нефтеперегонном заводе», состоящем из парового котла, бака и нескольких труб, без крыши и стен. Однако это был первый шаг, и продукция установки обеспечивала нужды промысла и близлежащих колхозов. Героями тех дней стали первые нефтепереработчики республики, их имена по праву вписаны в историю.
Первые нефтепереработчики в Башкирии: Ф. Похлебаев (на фото), Ф. Кулбаев, Н. Аношкин, Л. Максименко, В. Калешников, К. Сулейманов, М. Валитов и В. Гандрих
Ишимбайский НПЗ – стройка века!
В январе 1934 года Башкирский обком ВКП(б) поставил задачу немедленной разработки Ишимбайского нефтепромысла и перегонки нефти. Руководство страны поддержало этот план, и было решено строить в Ишимбае бензиновую установку. Началась грандиозная стройка! Вся страна участвовала в этом проекте: рабочие приехали из Горького и Верхнечусовских Городков, оборудование поставляли Подольский, «Ленкузница», «Красный молот» и другие заводы. Даже колхозники Стерлитамакского и Макаровского районов помогали строителям. Стройка шла тяжело – не хватало техники, квалифицированных рабочих, материалов. Но завод строился, причем, невероятно быстро – всего за 13 месяцев! 31 августа 1936 года первые тонны ишимбайской нефти поступили на завод. Вместо запланированной одной установки был построен настоящий нефтеперегонный завод, способный перерабатывать 50 тысяч тонн нефти в год! 17 октября 1936 года завод вышел на проектную мощность. А 23 ноября 1936 года, в качестве подарка VIII съезду Советов, в Москву прибыл поезд с 18 цистернами ишимбайского бензина! 25 декабря 1936 года – официальный день рождения Ишимбайского НПЗ. Завод выпускал бензин и мазут.
Это было начало эры башкирской нефтепереработки.
Нефтепровод и Уфимский крекинг-завод – расширение масштабов
Ишимбайский НПЗ был великолепен, но его мощности быстро исчерпались. За 1932-1936 годы добыча нефти в Ишимбае выросла в 90 раз! Необходимо было решать транспортные проблемы. Летом 1936 года началось строительство нефтепровода Уфа – Ишимбай, введенного в эксплуатацию в ноябре 1937 года. В 1935 году в Уфе приступили к строительству еще более крупного Уфимского крекинг-завода, оснащенного импортным оборудованием, который заработал в 1938 году.
Великая Отечественная война – нефть для фронта!
Вскоре началась Великая Отечественная война. Нефтяные районы на юге страны оказались под оккупацией. Основная тяжесть по обеспечению фронта горючим легла на нефтяников «Второго Баку». Ишимбайский НПЗ увеличил объемы переработки нефти и расширил ассортимент выпускаемой продукции: дизельное топливо, флотский мазут, специальное топливо для танковых двигателей. В Ишимбае ускоренными темпами строили новые заводы: газолиновый (эвакуированный из Грозного), Нефтегаз-8 и завод ламповой сажи. К концу войны в Ишимбае работал большой комплекс нефтегазоперерабатывающих предприятий, которые в 1949 году объединились в один крупный Ишимбайский НПЗ.
По словам историков, в период войны каждый третий танк работал на горючем из ишимбайской нефти.
Закат Ишимбайского НПЗ
К сожалению, в 1990 году, в связи с сокращением добычи нефти в Башкирии, Ишимбайский НПЗ был закрыт. На его базе создали химический завод по производству катализаторов.
История Ишимбайского НПЗ – это история триумфа и трагедии, история первых шагов и невероятных достижений. Это яркий пример того, как энтузиазм, упорство и самоотверженность отважных людей со всей страны могут изменить судьбу целого региона. И это напоминание о важности научных исследований и умелого управления ресурсами.
Научная составляющая «Второго Баку»
Успех башкирской нефтяной промышленности не был случаен. За ним стояла большая и кропотливая работа ученых. Еще в период индустриализации СНК СССР поставил задачу изучения нефтеносности Башкирии. Строительство новых заводов и предприятий требовало надежной топливно-энергетической базы. Нефть была не только источником энергии, но и важным стратегическим ресурсом.
С 1929 года Государственный научно-исследовательский институт нефти (ГИНИ) начал обследование территории Башкирии. Проводились геологические съемки, бурение разведочных скважин. В 1930-1931 годах на эти исследования Госплан СССР выделил 19 тысяч рублей.
Открытие Ишимбаевского месторождения, а затем и других месторождений, стало результатом как практической работы нефтяников, так и научных изысканий. Ученые проводили геологические исследования, применяя новые геофизические методы.
В 1930-е годы были открыты и исследованы нефтеносные структуры в Белебеевском и Туймазинском районах. В этих работах принимали участие даже французские сейсмологи! В годы войны была создана Башкирская нефтяная экспедиция АН СССР, которая проводила обширные геологические и геофизические исследования.
Технологические прорывы и кадровый вопрос
Развитие башкирской нефтяной промышленности сопровождалось и технологическими прорывами. В конце 1930-х – начале 40-х годов стали применять многоступенчатый турбобур, а затем – электробур, что значительно повысило эффективность бурения. Однако, наряду с технологическими достижениями, существовали и серьезные проблемы. Репрессии 1937-1941 годов "выбили" из отрасли квалифицированных специалистов – руководителей, инженеров, буровых мастеров.
Нехватка квалифицированных кадров тормозила развитие отрасли. В военные годы в Башкирии были размещены эвакуированные учебные заведения: Нефтяной институт им. И.М. Губкина и Азербайджанский заочный нефтяной институт. Это позволило обеспечить подготовку местных башкирских специалистов.
Послевоенное развитие
В годы Великой Отечественной войны Башкирия стала настоящим тылом для фронта. "Второй Баку" обеспечивал фронт необходимым горючим. В Уфу был эвакуирован Наркомат нефтяной промышленности СССР. В Башкирии работали эвакуированные предприятия и научно-исследовательские институты. Были открыты новые нефтяные месторождения, в том числе и в девонских отложениях Туймазинского месторождения.
Открытие девонской нефти подтвердило гипотезу академика И.М. Губкина о многопластовости нефтяных месторождений Урало-Поволжья. Послевоенные годы были отмечены дальнейшим развитием нефтедобычи и нефтепереработки. Была создана огромная нефтехимическая отрасль Башкирии, которая успешно работает и по сей день.
История успеха
Успех башкирской нефтяной промышленности – это история людей не только из Башкирии, но и со всей страны – огромного интернационального коллектива, которые в самых сложных условиях смогли добиться невероятных результатов.
Это история труда людей разных национальностей (русских, башкир, татар и других), история мужества и преданности своему делу! Это история, которая заслуживает того, чтобы о ней помнили!
Развитие башкирской нефтяной промышленности сопровождалось и технологическими прорывами. В конце 1930-х – начале 40-х годов стали применять многоступенчатый турбобур, а затем – электробур, что значительно повысило эффективность бурения. Однако, наряду с технологическими достижениями, существовали и серьезные проблемы. Репрессии 1937-1941 годов "выбили" из отрасли квалифицированных специалистов – руководителей, инженеров, буровых мастеров.
Актуальный комментарий
Политолог Сергей Лаврентьев
– Открытие нефти и развитие нефтепереработки в Башкирии – это был просто величайший рывок, который, сделала у нас практически вся страна! Потому что по началу своих нефтяников в Башкирии, естественно, не было. А уже в послевоенное время нас перенасытили нефтепереработкой (такого скопления нефтезаводов, как, например, в Черниковке, практически нигде больше нет). Этого добивались на уровне, как бы сейчас сказали, федерального центра, башкирские руководители и страна шла навстречу нашей республике, понимая важность экономического развития. Так мы из преимущественно аграрного региона превратились в богатый индустриально развитый субъект страны.